Технологии продуктивного воздействия в деловом общении

Поднимается на новые вершины тот, кто умеет привлечь на свою сторону всевозможных специалистов и потенциальных партнеров, и застать врасплох конкурентов

Наши услуги

Интервью бизнес-коуча Ирины Скуминой о профессии коуча

– Когда вы решили стать коучем и почему?

– Вдохновение от профессии коуча возникло еще в 90-е годы. Именно тогда в России появился тренинг как новая форма обучения, а в бизнесе появились профессии, сопровождающие и развивающие сотрудников и руководителей. Именно тогда моей первой самостоятельно выбранной профессией после института стала работа менеджера по персоналу (директора по персоналу).

Мастерство коуча пришло сразу. Учиться на курсах НЛП-практик, стать мастером, тренером было легко и естественно. Одновременно с этим работать директором по персоналу: подбирать персонал, формировать организационную структуру и культуру, быть коучем и для руководителей, и для подчиненных, вести тренинги. Спустя примерно 8 лет такой работы (начало 2000-х), накопился опыт персонального постоянного коуч-сопровождения более чем 30 человек в течение 3–8 лет. И множество коротких сопровождений от 1 коуч-сессии. Общее число клиентов за эти годы составило более 100 человек. Среди них были бизнесмены, риэлторы, юристы, владельцы и управляющие ресторанами и казино, руководители клиник, сетей супермаркетов, банкиры, режиссеры, актеры, спортсмены...

– Какими качествами должен обладать коуч?

– Скромность коуча – главный и самый ценный инструмент коучинговой практики, который я вынесла из этого многообразного опыта работы, особенно в качестве «внутреннего коуча». Иногда казалось, что компанией управляет коуч. Если персонал обучен им, все руководители каждый день с ним «советуются» по всем вопросам, начиная от личных отношений и заканчивая крупными финансовыми, иногда даже слишком деликатными проектами, без его участия не принимается практически ни одно управленческое решение и не проходит ни один конфликт, он посвящен почти во все «тайны». Когда его мировоззрение, так или иначе, влияет на всю стилистику и культуру компании, и не одной, поневоле возникает ощущение всемогущества, безграничной власти в условиях ограниченной ответственности. Активно формируется представление о себе, как о незаменимом, основополагающем действующем лице бизнеса. На этой волне многие коучи уходят в бизнес. Это бывает очень успешным решением, иногда – нет.

Радость коуча – быть сопричастным к интересному, насыщенному бизнес-житию своих клиентов, наслаждаться ходом их мыслей, их бизнес-творчеством, их вдохновением и их радостью и, конечно, учиться. Учиться думать, как они, делать, как они, жить, как они. Учиться и продолжать думать, как коуч, делать, как коуч, жить, как коуч.

Эффективность коуча определяется достижениями клиента. Если, скажем, клиент после коуч-сессий из успешного бизнесмена превратится в успешного дзен-мастера, это еще можно считать успехом. А если, скажем, он достигнет высоких результатов в медитативных практиках випассаны, можно ли это считать эффективной работой коуча? Эффективность коуча в бизнесе определяется ростом дохода его клиента и долей рынка его компании, в политике – подъемом по вертикали власти, в творчестве – количеством ролей или творческих проектов, в спорте – спортивными достижениями. Коуч – это наставник по социальному успеху. На моем счету утроение доходов компании за год; повышение в должностях, получение новой высокой должности; получение кредитов; создание, разделение и объединение бизнеса; возврат долгов, получение финансирования на новые творческие проекты; защиты диссертаций; увеличение личного благосостояния и здоровья; улучшение личной жизни и внешнего вида и т. д.

– Когда вы решили обучать бизнес-тренеров и коучей?

– Выбор коуча пришлось совершить, будучи уже во фрилансе. Мне довелось заняться политическим коучингом. Работа с депутатами на предвыборных компаниях и вне их, работа с политтехнологами. Масштабы политического коучинга будоражат воображение. Речь идет об управлении уже даже не крупной компанией, а городом, регионом, страной. Новые средства управления, новое мировоззрение клиентов, новая этика, еще более деликатные проекты. Когда освоена вся вертикаль власти и бизнеса, встает вопрос «Кто мои клиенты?», «В чем моя специализация?», «Какие сферы бизнеса, творчества, политики, спорта являются основными для меня как для коуча?».

Мировоззрение и этическая система коуча как личности и как человека во многом предопределят ответы и выбор сфер профессиональной специализации. Мой выбор сегодня – коуч коучей. В этом я черпаю сегодня наибольшее удовольствие. Бережно, внимательно и профессионально я обучаю тех, кто развивается в этой профессии, продолжая свою ежедневную коуч-практику. Еще одно вдохновение – практика интернационального коуча.