Технологии продуктивного воздействия в деловом общении

Поднимается на новые вершины тот, кто умеет привлечь на свою сторону всевозможных специалистов и потенциальных партнеров, и застать врасплох конкурентов

Наши услуги

Интревью Ольги Балашовой «Бизнес-тренер - профессия будущего»

Чтобы узнать, зачем нужны бизнес-тренеры, что это за профессия и насколько она актуальна сегодня, мы поговорили с руководителем и ведущим тренером проекта «Система Эффективного Тренинга: Базовые технологии бизнес-тренинга» Ольгой Балашовой.

– Ольга, скажите, есть ли какие-либо, с Вашей точки зрения, изменения в работе бизнес-тренера, и как кризис повлиял на эту работу?

– Безусловно, есть. Многие компании, которые решили обучать персонал, стали подходить к этому вопросу более взвешенно. Кризис научил считать деньги. Требование к тренингу выросли. Он должен быть максимально адаптирован под клиента. Тренер должен провести диагностику, чтобы узнать, как устроен бизнес компании. И если сравнивать тренера 2008–2011 гг., то разница, конечно же, есть. Докризисный тренер мог «выезжать» на стандартных программах и иметь достаточно клиентов, которые не требовали особенного погружения в бизнес-контекст. Сейчас же к бизнес-тренеру стали предъявляться более высокие требования. Важны экспертная позиция, умение говорить на одном языке с заказчиком, проводить достаточное количество встреч для погружения в специфику бизнеса клиента. Кризис очень хорошо «почистил» рынок, выжили реальные профессионалы, любителям пришлось уйти.

– А сейчас вообще много бизнес-тренеров?

– Да, сейчас идет волна подготовки бизнес-тренеров. Очень большая конкуренция. Многие уходят из бизнеса в тренеры. Профессия эта стала понятна, накапливается большой багаж знаний, который готовы передавать. К тому же эта профессия приносит весьма неплохой заработок.

Не обучать персонал опасно для бизнеса. Необученная команда только разгонит всех клиентов и подорвет репутацию компании. Поэтому, чтобы построить крепкий бизнес, нужно постоянно обучать свой персонал. И тут есть несколько вариантов: либо искать внешнего тренера и тренинговую компанию, либо выучить человека внутри компании, который станет внутренним тренером.

– Какое соотношение должно быть внутренних и внешних тренеров?

– У каждой компании своя специфика работы, свой опыт, свой персонал. Если это небольшая компания с невысокой текучестью кадров, где отстроены процессы, достаточно внешних специалистов, которые будут обучать 2–3 раза в год, давая новые навыки и инструменты работы.

В большой же компании, где постоянно меняется кадровый состав, внутренний тренер просто необходим. Например, как в Сбербанке. Там большие изменения в бизнесе сейчас, ротация кадров, высокие планы по отбору и вывод на запланированный уровень эффективности сотрудников допофисов. Нужно подготовить персонал, нацеленный на клиентоориентированный подход, который будет знать специфику банка, стандарты сервиса. Этому может научить специалист, который сам разбирается во всем от «а до я», а это может быть только внутренний тренер. Не только банки так работают, почти во всех крупных компаниях стоит такая задача.

Для массового персонала всегда нужны будут внутренние тренеры, которые будут учить тем технологиям управления, коммуникациям и продажам, которые есть в компании. Но внутренний тренер не может знать всё и обо всем, и когда есть необходимость обучать руководителей, например, то, возможно, лучше прибегнуть к услугам внешних компаний.

– Ольга, как Вы видите профессию бизнес-тренера в будущем?

– Могу сказать одно: бизнес-тренеров много никогда не будет. Это физически очень затратная профессия: необходимо иметь достаточно много внутренних энергетических ресурсов, чтобы держать аудиторию, а это может не каждый. Я думаю, что хорошим тренером может стать человек, который придет в эту профессию лет в 30–35. Он уже обладает бизнесовым опытом, жизненным, и при этом он должен быть учителем по своему складу характера, чтобы хотеть передавать свои знания другим. Научиться же технологиям проведения тренингов при всех этих вводных можно.